Главная >> Бизнес >> Аптеки неважно себя чувствуют

Аптеки неважно себя чувствуют

На фармацевтическом рынке замедлился рост продаж

от 19.08.2019, стр. 10

Первая половина 2019 года оказалась для некоторых аптечных сетей не такой удачной, как январь-июнь 2018 года. Так, рост продаж крупнейшего в России фармацевтического ритейлера АСНА замедлился почти в шесть раз, у «Риглы» — в полтора раза. При общем замедлении роста рынка крупных сетей основные перспективы увеличения объемов продаж связаны с приобретением небольших конкурентов.


По итогам первой половины 2019 года суммарный оборот 30 крупнейших в России аптечных сетей составил 399 млрд руб., или 65% всего аптечного рынка страны. Это следует из исследования, предоставленного “Ъ” DSM Group. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года общий оборот 30 компаний вырос на 10%, в то время как весь аптечный рынок вырос только на 1%. Тем не менее и большинство крупных сетей продемонстрировали замедление роста продаж или даже падение. Так, оборот аптечного союза АСНА, включающего более 8,7 тыс. точек, за шесть месяцев 2019 года увеличился лишь на 8%, до 78,7 млрд руб., тогда как годом ранее рост составлял 47%. Доля союза на рынке составила 12,8% при 12% годом ранее. На запрос “Ъ” в АСНА не ответили.

Продажи сети «Ригла», в которую входят 2,6 тыс. аптек под брендами «Ригла», «Будь здоров!» и «Живика», увеличились на 16%, до 38,3 млрд руб., а по итогам первого полугодия 2018 года ритейлер демонстрировал рост на 25%. Доля сети на рынке за год выросла с 5,5% до 6,2%. ГК «Эркафарм» («Озерки», «Доктор Столетов», более 1,2 тыс. точек) показала падение продаж на 1%, до 30,2 млрд руб., в то время как год назад ее оборот вырос на 51%. Сократилась и доля ритейлера на рынке с 5,1% до 4,9%. В «Эркафарм» заявили “Ъ”, что сравнение динамики первого полугодия 2018 года, когда было закрыто несколько крупных сделок, с аналогичным периодом нынешнего года непоказательно. В компании также отметили, что, несмотря на закрытие убыточных точек приобретенных компаний, выручка сети за отчетный период осталась на уровне прошлого года.

В августе 2018 года «Эркафарм» завершила интеграцию более 1 тыс. точек аптечной сети обанкроченной сейчас группы «Роста», работавшей под брендами «Радуга», «Первая помощь» и «Ладушка». По количеству аптек эта сеть превосходила «Эркафарм» почти в три раза. Кроме этого, в марте 2018 года коммерческий директор «Эркафарм» Армине Даниелян возглавила аптечную сеть «Самсон-фарма», а в июле того же года ее основатель Самсон Согоян официально перестал быть ее владельцем. Им стал некий Александр Ларин, который, по мнению источников “Ъ” на рынке, может быть номинальным владельцем в интересах «Эркафарм». Гендиректор «Эркафарм» Анастасия Карпова ранее заявляла “Ъ”, что у компании есть маркетинговое партнерство с «Самсон-фармой».

Единственной из пяти крупнейших российских аптечных сетей, которой удалось улучшить показатели по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, стала «36,6» (объединяет 1,4 тыс. точек). Продажи компании в январе—июне 2019 года выросли на 3%, до 24,2 млрд руб., притом что за этот же период 2018 года было зафиксировано снижение на 15%. Увеличилась и доля сети на рынке — с 3,9% годом ранее до 4%. В итоге «36,6» удалось обогнать сеть «Имплозия» (2,5 тыс. точек). Та, в свою очередь, сократила продажи на 8%, до 22,3 млрд руб. при росте в прошлом году на 11%. Доля «Имплозии» на рынке сократилась с 4% до 3,6%. По словам коммерческого директора «36,6» Евгении Ламиной, показатели сети стали результатом стратегических и коммерческих инициатив. Так, ритейлер запустил доставку на дом парфюмерных и косметических средств, медицинской техники и других товаров, отмечают аналитики DSM.

Ухудшение показателей аптечных сетей связано со снижением роста рынка в целом, отмечает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. По его прогнозам, в 2019 году продажи лекарств в аптеках вырастут всего на 2–4% против 4–6% годом ранее. Эта ситуация приведет к вынужденной продаже небольших игроков крупным сетям, за счет чего те и будут продолжать наращивать долю, резюмирует господин Шуляк. В DSM считают, что наибольшее влияние на продажи аптечных сетей окажет принятие закона о дистанционной торговле лекарствами. Нынешняя редакция законопроекта предусматривает доставку фармацевтами безрецептурных лекарств с 2020 года. Такая версия устраивает большую часть фармацевтической розницы, в то время как онлайн-ритейлеры настаивают на том, что доставку должны осуществлять обычные курьеры.

Вам может быть интересно!

Устричным фермам выписывают экспертизы

На какие условиях хозяйствам предлагают получить документы от 14.09.2019, 19:07 Крымские устричные фермы пожаловались на …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 2 =